По мнению экономиста Сергея Чалого, "это компромиссное решение позволяет сторонам скорее сохранить свое лицо, чем иметь практическое применение. С одной стороны, Беларусь получила возможность отменить пошлины на нефть и нефтепродукты раньше 2012 года - предполагаемой даты формирования ЕЭП. С другой стороны, и Россия вроде как не отступила от своей позиции убрать пошлины лишь в рамках ЕЭП. То есть все остались на своих позициях и каждый победил".
Большой вопрос в том, сможет ли Беларусь на самом деле ускорить подготовительный процесс по формированию ЕЭП ради отмены пошлин. "Требуется подготовить довольно большой и весьма серьезный пакет документов, подразумевающий проведение либерализации во многих отраслях, в частности, по доступу иностранного капитала", - отмечает С. Чалый.
Кроме того, в рамках ЕЭП Беларусь, по оценкам экономистов, больше не сможет сопротивляться свободному движению российского капитала и проводить самостоятельную экономическую политику. Это, в частности, касается проведения налоговой политики, в результате чего могут заметно сократиться поступления в белорусский бюджет в связи с тем, что уровень налогообложения в России ниже.
С. Чалый полагает, что для Беларуси вступление в Таможенный союз - это тактический ход: "У нас нет далеко идущих планов по дальнейшей реинтеграции стран бывшего советского пространства. Нам важен доступ на российский рынок и получение приемлемых цен на российские энергоносители".
Таможенный союз, по его словам, позволяет получить передышку на несколько лет в виде низких цен на энергоресурсы. За это время нужно активизироваться в части создания альтернативных маршрутов импорта нефти и газа, чтобы затем постепенно сокращать долю поставок энергоресурсов из России.
Пока работает, по сути, только один новый маршрут - поставка венесуэльской нефти через Украину. В перспективе предполагается осуществлять поставку нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. Рассматривается и вариант поставок венесуэльской нефти через страны Балтии, в частности, через Литву. Также с Литвой ведутся переговоры о совместной реализации проекта по строительству в Клайпеде терминала по разжижению газа и его поставок для нужд Литвы и Беларуси.
Большой вопрос в том, сможет ли Беларусь на самом деле ускорить подготовительный процесс по формированию ЕЭП ради отмены пошлин. "Требуется подготовить довольно большой и весьма серьезный пакет документов, подразумевающий проведение либерализации во многих отраслях, в частности, по доступу иностранного капитала", - отмечает С. Чалый.
Кроме того, в рамках ЕЭП Беларусь, по оценкам экономистов, больше не сможет сопротивляться свободному движению российского капитала и проводить самостоятельную экономическую политику. Это, в частности, касается проведения налоговой политики, в результате чего могут заметно сократиться поступления в белорусский бюджет в связи с тем, что уровень налогообложения в России ниже.
С. Чалый полагает, что для Беларуси вступление в Таможенный союз - это тактический ход: "У нас нет далеко идущих планов по дальнейшей реинтеграции стран бывшего советского пространства. Нам важен доступ на российский рынок и получение приемлемых цен на российские энергоносители".
Таможенный союз, по его словам, позволяет получить передышку на несколько лет в виде низких цен на энергоресурсы. За это время нужно активизироваться в части создания альтернативных маршрутов импорта нефти и газа, чтобы затем постепенно сокращать долю поставок энергоресурсов из России.
Пока работает, по сути, только один новый маршрут - поставка венесуэльской нефти через Украину. В перспективе предполагается осуществлять поставку нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. Рассматривается и вариант поставок венесуэльской нефти через страны Балтии, в частности, через Литву. Также с Литвой ведутся переговоры о совместной реализации проекта по строительству в Клайпеде терминала по разжижению газа и его поставок для нужд Литвы и Беларуси.
Сергей Чалый вместе с тем подчеркивает, что при наличии нормальных отношений с ЕС Беларусь может минимизировать свои финансовые затраты: "Существует долгосрочный план по объединению энергосистем стран Балтии, Польши, который будет финансироваться из бюджета ЕС. При наличии политической воли мы вполне можем вклиниться в этот план и получить софинансирование со стороны ЕС на реализацию проектов".
0 коммент.:
Отправить комментарий