Создание холдинговых структур требует от белорусских предприятий большой подготовительной работы
Чтобы надежно закрепиться на современных рынках, необходимо освоить технологии "соединения противоположностей". Как известно, малые и средние предприятия наиболее мобильны и гибки, а концентрация "в одних руках" полного производственного цикла дает широкий инструментарий для снижения издержек и себестоимости продукции. В начале этого года в Беларуси вступил в силу указ № 660, регулирующий создание и функционирование холдингов. О возможностях этих структур в отечественных экономических реалиях рассказала эксперт группы компаний "ИПМ-Консалт" Елена Телеш.
- Немало аналитиков благосклонно встретили появление законодательства, регулирующего создание и управление холдингами. Но де-факто такие структуры существуют в Беларуси чуть ли не десятилетиями. Почему бизнес испытывал неудобства от отсутствия специального холдингового законодательства?
- Наша компания еще пять лет назад выполняла заказ по разработке модели структуры холдингового типа, которая бы объединяла предприятия масложировой отрасли различных форм собственности: частной и коммунальной, как акционерные общества, так и унитарные предприятия. Тогда работу сделали, анализ провели, но проект так и не был реализован. В принципе, объединения холдингового типа можно было создавать и до указа № 660. Например, с 1995 года действует указ Президента Республики Беларусь "О создании и деятельности в республике хозяйственных групп" № 482, а с 1999 года Закон "О финансово-промышленных группах". Таким образом, законодательство позволяло регистрировать хозяйственные группы, которые могли создавать различными способами (определенными указом № 482). Например, различные коммерческие организации, предприятия могли входить в хозяйственную группу, в которой центральная компания наделялась полномочиями для ведения дел и отчетности всех участников группы. Указ о холдингах в определенной степени обособил холдинги от хозяйственной группы. Если говорить об интегрированных структурах и их влиянии на экономику республики, необходимо определиться, какие цели преследуются созданием таких структур. Исходя из целей и поставленных задач, характера хозяйственных отношений между участниками интегрированной структуры, степени самостоятельности предприятий и выбирается оптимальная структура для объединения.
- Цель у большинства предприятий и их учредителей одна - повышение эффективности и прибыльности, концентрация денежных потоков на стратегических направлениях, привлечение инвестиций…
- Я бы расширила круг задач, которые можно решить через создание холдингов. Прежде всего - повышение управляемости предприятий. По своему опыту знаю - этого не хватает многим компаниям. Также через формирование интегрированных производственных структур можно получить выход на новые рынки сбыта и повышение конкурентоспособности на них. Добиться привлечения новых технологий. Цели и задачи могут быть самые разнообразные. Главное их четко сформулировать.
По-моему и холдинги, работающие де-факто, неплохо управляются. Просто учредитель регистрирует несколько фирм, нанимает директоров, которые отвечают за "текучку", а все стратегические и мало-мальски значительные решения принимает владелец. А топ-менеджмент только оформляет их волю от своего имени. Если какой-нибудь директор зарвется и проявит непослушание, его всегда можно уволить…
- Но если все замечательно, тогда зачем регистрировать холдинг?
-Но у владельца возникают проблемы с перераспределением финансовых ресурсов. Легально "перекинуть" деньги из одной компании в другую можно только распределяя прибыль – долгий и затратный по налогам процесс. Большинство либо оперирует наличными деньгами, либо организует движение средств между своими компаниями через фирмы-однодневки. Юридически обе схемы не совсем законны…
Тогда стоит подумать о создании холдинга. Но привлечение инвестиций – не всегда первостепенная задача. Чаще преследуется цель привести в стройный порядок свои активы. Некоторые предприниматели вкладывали средства достаточно хаотично: появилась на рынке свободная и интересная ниша – инвестируют в ее развитие. И потом получается пестрый набор различных по отраслевой принадлежности компаний, которые необходимо каким-то образом объединить для достижения комплексного результата. Зачастую добиться повышения эффективности можно оптимизацией структуры различных бизнесов и их упорядочивания.
- Но веерное вложение капиталов не слишком распространено в Беларуси. Для такой инвестиционной политики необходимы находящиеся в частной собственности предприятия, приносящие стабильную прибыль, которую необходимо куда-нибудь вкладывать. Пока отечественный реальный сектор испытывает скорее недостаток в деньгах, чем их избыток.
- В нашей республике приватизация только начинается… При доминировании частного капитала постоянно происходит передел собственности. В России сейчас происходит уже четвертый по счету передел собственности. Когда компании меняют хозяев, в одних руках и могут концентрироваться разнообразные активы.
Вообще на Западе интеграционные структуры стали появляться вместе с развитием индустриализации. В Европе – в самом начале этого процесса. И основной целью создания холдингов являлось перераспределение финансов, возможность инвестировать и выгодно вкладывать капиталы. В США такие структуры появились в конце индустриализации и служили для подчинения предприятий крупному бизнесу, контролю над рынками сбыта.
- Знаменитые картели и синдикаты?
- Есть много названий и форм: ассоциации, союзы, картели, концерны… У каждого есть свои особенности и задачи, для решения которых они и создавались. Например, отдельные представители белорусских государственных концернов утверждают, что их организационная структура вполне приемлема: есть административный ресурс, который позволяет влиять на производственную и финансовую, ценовую политику подчиненных предприятий, владение частью пакетов акций дает возможность предопределять принятие нужных решений, дает возможность участвовать в распределении прибыли. И если концерны отвечают своим задачам, то стоит ли их переформировывать в холдинг? Ведь это не панацея от всех проблем. Простая смена вывески ничего не дает. Именно цели определяют оптимальную модель объединения предприятий.
- Но у нового холдингового законодательства возможности намного шире, чем реформирование концернов.
- Безусловно. Если посмотреть на российский опыт, то там первые холдинговые структуры были созданы именно государством: РАО ЕЭС и "Газпром". Затем многочисленные компании на базе ликвидируемых министерств и главков. Все они создавались путем передачи пакетов акций в управляющую компанию.
- По идее холдинги должны повысить инвестиционную привлекательность отечественных предприятий. Но инструментарий вложения капиталов в республике достаточно скромный. Кроме того, достаточно проблематично регистрировать и ЗАО, а тем более ОАО. Не развиты механизмы передачи и продажи акций…
- Сами по себе холдинги не решают проблему инвестирования. В любом случае для активизации привлечения капитала в интегрированные структуры необходимо развитие фондового рынка.
- Давайте от теории перейдем к практике. Какие компании уже воспользовались возможностями появившегося холдингового законодательства?
- И до, и после вступления в силу указа № 660 в нашу компанию обращались клиенты с просьбами проанализировать возможность создания холдинговых структур. Но в большинстве случаев проекты останавливались на уровне принятия решений, которые приняты так и не были. Далеко не все предприятия готовы идти на создание таких структур. Например, при попытке интегрированной структуры масло-жировой отрасли встал вопрос о перераспределении средств. Дело в том, что, согласно Инструкции о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, начисление и уплату налоговых и неналоговых платежей в рамках деятельности хозяйственной группы в целом производит уполномоченное юридическое лицо хозяйственной группы, а в интеграционную структуру предполагалось объединить предприятия с юридическими адресами в различных областях. Получалось, что местные бюджеты теряли налоговые поступления. Второй извечный спорный вопрос: какое предприятие будет головным, если объединяются одинаковые по своей значимости бизнесы - выпускают аналогичную продукцию, используют идентичное сырье, сырье закупают у одних и тех же поставщиков?.. Как в анекдоте про женщину с формами 90х90х90, у которой портной спрашивает в каком месте талию делать. Часто между компаниями возникают споры за право первенства. Можно создать головную структуру с нуля, но процесс ее регистрации влечет временные и финансовые издержки.
Еще одна проблема: хаотично выстроенные бизнес-процессы в компаниях зачастую до конца не понятны даже им. Нет единства в кадровой политике, производственной, сбытовой, учете, ценообразовании… Создать эффективную интегрированную структуру из таких компаний практически невозможно. Для формирования холдингов необходима долгая и кропотливая подготовительная работа, чтобы все необходимые параметры структурировать и привести к единому знаменателю.
- Странно, многие предприятия прошли сертификацию на соответствие различным стандартам менеджмента качества…
- К сожалению, у нас есть негативный опыт, когда было четко видно – прописанные в стандарте бизнес-процессы существуют только на бумаге. Предприятие же живет и работает совершенно по другим правилам. У многих отечественных предприятий сама по себе структура очень запутанная, у многих есть непрофильные производства, какие-то дополнительные цеха, филиалы, производственные участки… Все необходимо систематизировать, продумать, с точки зрения построения бизнес-процессов, выделить производства, которые должны войти в холдинг, а которые – нет. К сожалению, это понимают далеко не все руководители. На тематическом семинаре задавали много вопросов о создании холдингов. Но смена юридического статуса не повлияет на эффективность производства. Например, одним из первых в стране холдинг зарегистрировало ОАО "Горизонт". Но они перед этим проделали большую работу: разобрались в своих бизнес-процессах, проанализировали и скорректировали системы управленческого учета и контроля, определили основные направления для решения своих задач и, исходя из поставленных целей, перегруппировали свой бизнес. Несомненно, потенциал у холдингов есть, но их формирование требует грамотного подхода, четкой постановки задач и целей при трансформации организационных структур предприятий.
Чтобы надежно закрепиться на современных рынках, необходимо освоить технологии "соединения противоположностей". Как известно, малые и средние предприятия наиболее мобильны и гибки, а концентрация "в одних руках" полного производственного цикла дает широкий инструментарий для снижения издержек и себестоимости продукции. В начале этого года в Беларуси вступил в силу указ № 660, регулирующий создание и функционирование холдингов. О возможностях этих структур в отечественных экономических реалиях рассказала эксперт группы компаний "ИПМ-Консалт" Елена Телеш.
- Немало аналитиков благосклонно встретили появление законодательства, регулирующего создание и управление холдингами. Но де-факто такие структуры существуют в Беларуси чуть ли не десятилетиями. Почему бизнес испытывал неудобства от отсутствия специального холдингового законодательства?
- Наша компания еще пять лет назад выполняла заказ по разработке модели структуры холдингового типа, которая бы объединяла предприятия масложировой отрасли различных форм собственности: частной и коммунальной, как акционерные общества, так и унитарные предприятия. Тогда работу сделали, анализ провели, но проект так и не был реализован. В принципе, объединения холдингового типа можно было создавать и до указа № 660. Например, с 1995 года действует указ Президента Республики Беларусь "О создании и деятельности в республике хозяйственных групп" № 482, а с 1999 года Закон "О финансово-промышленных группах". Таким образом, законодательство позволяло регистрировать хозяйственные группы, которые могли создавать различными способами (определенными указом № 482). Например, различные коммерческие организации, предприятия могли входить в хозяйственную группу, в которой центральная компания наделялась полномочиями для ведения дел и отчетности всех участников группы. Указ о холдингах в определенной степени обособил холдинги от хозяйственной группы. Если говорить об интегрированных структурах и их влиянии на экономику республики, необходимо определиться, какие цели преследуются созданием таких структур. Исходя из целей и поставленных задач, характера хозяйственных отношений между участниками интегрированной структуры, степени самостоятельности предприятий и выбирается оптимальная структура для объединения.
- Цель у большинства предприятий и их учредителей одна - повышение эффективности и прибыльности, концентрация денежных потоков на стратегических направлениях, привлечение инвестиций…
- Я бы расширила круг задач, которые можно решить через создание холдингов. Прежде всего - повышение управляемости предприятий. По своему опыту знаю - этого не хватает многим компаниям. Также через формирование интегрированных производственных структур можно получить выход на новые рынки сбыта и повышение конкурентоспособности на них. Добиться привлечения новых технологий. Цели и задачи могут быть самые разнообразные. Главное их четко сформулировать.
По-моему и холдинги, работающие де-факто, неплохо управляются. Просто учредитель регистрирует несколько фирм, нанимает директоров, которые отвечают за "текучку", а все стратегические и мало-мальски значительные решения принимает владелец. А топ-менеджмент только оформляет их волю от своего имени. Если какой-нибудь директор зарвется и проявит непослушание, его всегда можно уволить…
- Но если все замечательно, тогда зачем регистрировать холдинг?
-Но у владельца возникают проблемы с перераспределением финансовых ресурсов. Легально "перекинуть" деньги из одной компании в другую можно только распределяя прибыль – долгий и затратный по налогам процесс. Большинство либо оперирует наличными деньгами, либо организует движение средств между своими компаниями через фирмы-однодневки. Юридически обе схемы не совсем законны…
Тогда стоит подумать о создании холдинга. Но привлечение инвестиций – не всегда первостепенная задача. Чаще преследуется цель привести в стройный порядок свои активы. Некоторые предприниматели вкладывали средства достаточно хаотично: появилась на рынке свободная и интересная ниша – инвестируют в ее развитие. И потом получается пестрый набор различных по отраслевой принадлежности компаний, которые необходимо каким-то образом объединить для достижения комплексного результата. Зачастую добиться повышения эффективности можно оптимизацией структуры различных бизнесов и их упорядочивания.
- Но веерное вложение капиталов не слишком распространено в Беларуси. Для такой инвестиционной политики необходимы находящиеся в частной собственности предприятия, приносящие стабильную прибыль, которую необходимо куда-нибудь вкладывать. Пока отечественный реальный сектор испытывает скорее недостаток в деньгах, чем их избыток.
- В нашей республике приватизация только начинается… При доминировании частного капитала постоянно происходит передел собственности. В России сейчас происходит уже четвертый по счету передел собственности. Когда компании меняют хозяев, в одних руках и могут концентрироваться разнообразные активы.
Вообще на Западе интеграционные структуры стали появляться вместе с развитием индустриализации. В Европе – в самом начале этого процесса. И основной целью создания холдингов являлось перераспределение финансов, возможность инвестировать и выгодно вкладывать капиталы. В США такие структуры появились в конце индустриализации и служили для подчинения предприятий крупному бизнесу, контролю над рынками сбыта.
- Знаменитые картели и синдикаты?
- Есть много названий и форм: ассоциации, союзы, картели, концерны… У каждого есть свои особенности и задачи, для решения которых они и создавались. Например, отдельные представители белорусских государственных концернов утверждают, что их организационная структура вполне приемлема: есть административный ресурс, который позволяет влиять на производственную и финансовую, ценовую политику подчиненных предприятий, владение частью пакетов акций дает возможность предопределять принятие нужных решений, дает возможность участвовать в распределении прибыли. И если концерны отвечают своим задачам, то стоит ли их переформировывать в холдинг? Ведь это не панацея от всех проблем. Простая смена вывески ничего не дает. Именно цели определяют оптимальную модель объединения предприятий.
- Но у нового холдингового законодательства возможности намного шире, чем реформирование концернов.
- Безусловно. Если посмотреть на российский опыт, то там первые холдинговые структуры были созданы именно государством: РАО ЕЭС и "Газпром". Затем многочисленные компании на базе ликвидируемых министерств и главков. Все они создавались путем передачи пакетов акций в управляющую компанию.
- По идее холдинги должны повысить инвестиционную привлекательность отечественных предприятий. Но инструментарий вложения капиталов в республике достаточно скромный. Кроме того, достаточно проблематично регистрировать и ЗАО, а тем более ОАО. Не развиты механизмы передачи и продажи акций…
- Сами по себе холдинги не решают проблему инвестирования. В любом случае для активизации привлечения капитала в интегрированные структуры необходимо развитие фондового рынка.
- Давайте от теории перейдем к практике. Какие компании уже воспользовались возможностями появившегося холдингового законодательства?
- И до, и после вступления в силу указа № 660 в нашу компанию обращались клиенты с просьбами проанализировать возможность создания холдинговых структур. Но в большинстве случаев проекты останавливались на уровне принятия решений, которые приняты так и не были. Далеко не все предприятия готовы идти на создание таких структур. Например, при попытке интегрированной структуры масло-жировой отрасли встал вопрос о перераспределении средств. Дело в том, что, согласно Инструкции о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, начисление и уплату налоговых и неналоговых платежей в рамках деятельности хозяйственной группы в целом производит уполномоченное юридическое лицо хозяйственной группы, а в интеграционную структуру предполагалось объединить предприятия с юридическими адресами в различных областях. Получалось, что местные бюджеты теряли налоговые поступления. Второй извечный спорный вопрос: какое предприятие будет головным, если объединяются одинаковые по своей значимости бизнесы - выпускают аналогичную продукцию, используют идентичное сырье, сырье закупают у одних и тех же поставщиков?.. Как в анекдоте про женщину с формами 90х90х90, у которой портной спрашивает в каком месте талию делать. Часто между компаниями возникают споры за право первенства. Можно создать головную структуру с нуля, но процесс ее регистрации влечет временные и финансовые издержки.
Еще одна проблема: хаотично выстроенные бизнес-процессы в компаниях зачастую до конца не понятны даже им. Нет единства в кадровой политике, производственной, сбытовой, учете, ценообразовании… Создать эффективную интегрированную структуру из таких компаний практически невозможно. Для формирования холдингов необходима долгая и кропотливая подготовительная работа, чтобы все необходимые параметры структурировать и привести к единому знаменателю.
- Странно, многие предприятия прошли сертификацию на соответствие различным стандартам менеджмента качества…
- К сожалению, у нас есть негативный опыт, когда было четко видно – прописанные в стандарте бизнес-процессы существуют только на бумаге. Предприятие же живет и работает совершенно по другим правилам. У многих отечественных предприятий сама по себе структура очень запутанная, у многих есть непрофильные производства, какие-то дополнительные цеха, филиалы, производственные участки… Все необходимо систематизировать, продумать, с точки зрения построения бизнес-процессов, выделить производства, которые должны войти в холдинг, а которые – нет. К сожалению, это понимают далеко не все руководители. На тематическом семинаре задавали много вопросов о создании холдингов. Но смена юридического статуса не повлияет на эффективность производства. Например, одним из первых в стране холдинг зарегистрировало ОАО "Горизонт". Но они перед этим проделали большую работу: разобрались в своих бизнес-процессах, проанализировали и скорректировали системы управленческого учета и контроля, определили основные направления для решения своих задач и, исходя из поставленных целей, перегруппировали свой бизнес. Несомненно, потенциал у холдингов есть, но их формирование требует грамотного подхода, четкой постановки задач и целей при трансформации организационных структур предприятий.
0 коммент.:
Отправить комментарий