Пора экономить. Алексей Улюкаев призывает к смене экономического курса в России

Публикация во вчерашнем номере РБК daily.

Пора экономитьРоссии нужна бюджетная революция, считает первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Cледует отказаться от индексаций пенсий сверх уровня инфляции, сократить бюджетников и предоставить регионы самим себе, пишет он в свежем номере журнала «Вопросы экономики», называя предлагаемые меры «фискальным таргетированием». Политика монетарных властей также должна ужесточиться: требования к размеру капитала и резервов банков следует повысить, а дивиденды и бонусы уменьшить. В предвыборный год власти не пойдут на эту авантюру, уверены участники рынка.
«Общая фискальная позиция в России лучше, чем в большинстве развитых стран, однако задача бюджетной консолидации для нее не становится менее актуальной. Можно говорить о необходимости «фискального таргетирования», предполагающего жесткое ограничение бюджетного дефицита и устранение его зависимости от конъюнктурных бюджетных доходов», — пишут в статье «Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России» г-н Улюкаев и его советник Михаил Куликов.
Предлагаемые первым зампредом ЦБ реформы поражают воображение своим масштабом. Первым же предложением в списке стоит конек премьер-министра Владимира Путина — пенсионные обязательства государства. Их, по мнению Алексея Улюкаева, необходимо постепенно снижать — повысить пенсионный возраст и отказаться от индексаций пенсий сверх инфляции.
Пока действия властей в корне противоречат заветам центрального банкира — в 2010 году размер средней трудовой пенсии вырастет на 40%, что как минимум в четыре раза превысит инфляцию. Против повышения пенсионного возраста, по данным РБК daily, активно выступает глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. По ее мнению, это временно разгрузит бюджет, но в дальнейшем приведет лишь к росту социальных обязательств. «Вряд ли эта идея воплотится в жизнь в ближайшие три—пять лет», — говорит источник в Белом доме.
Г-н Улюкаев идет дальше и предлагает федеральному центру отказаться от ответственности за социальные стандарты на всей территории страны, существенно сократить межбюджетные трансферты и вернуться к бюджетному федерализму. Проще говоря, предоставить регионы самим себе, в результате чего две трети страны будут жить за чертой бедности. А чтобы не было соблазнов увеличивать социальные расходы, предельный размер расходов федеральной казны нужно закрепить законодательно либо в рублевом выражении, либо в процентах от ВВП.
Социальные расходы государства в считающемся посткризисном 2011 году уже сокращены с 3,4 трлн руб. на 398 млрд, но исключительно за счет бизнеса (дефицит Пенсионного фонда теперь будет покрываться за счет увеличения страховых платежей организаций). «Порядка 77% российского бюджета носит социальный характер, — подсчитал управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. — Деньги идут не в развитие, а попросту проедаются. Но если изменения и будут, то никак не раньше 2012 года».
Пожалуй, единственное предложение, которое хоть как-то вписывается в логику Белого дома, — сократить количество бюджетников, а оставшимся установить мораторий на повышение зарплат. Недавно руководитель аппарата правительства Сергей Собянин сетовал, что 49% организованной рабочей силы в России уже работает на государство, а глава Минфина Алексей Кудрин затеял сокращение госаппарата на 20%.
Не забыл г-н Улюкаев и про финансовый сектор. Российская банковская си­стема должна достигнуть существенно более высокого уровня капитализации в течение пяти—десяти лет, считает он. Добиться этого можно за счет ограничения дивидендных выплат, бонусных программ и практики выкупа собственных акций. Также нужно «повысить размер обязательных резервов» выше, чем до «предкризисного состояния», так как кризис показал, что их недостаточно.
«Уровень дивидендов к ключевым показателям сейчас крайне низок», — удивляется главный экономист HSBC Александр Морозов. Начальник казначейства банка «Возрождение» Андрей Шалимов считает, что решение о распределении прибыли должно распространяться на госбанки или банки, получившие господдержку, а все остальные кредитные организации должны работать по рыночным принципам. А идея повысить резервы вообще пока не имеет отношения к России, она навеяна кризисом американского ипотечного рынка и инструментов CDO — подобных рисков у нас пока нет, так как рынок секьюритизации только начинает формироваться, утверждает Александр Морозов.
«Идеи Алексея Улюкаева — это глобальные тенденции и отражение общемировых подходов, — рассуждает член правления Сбербанка Александр Морозов. — Вопрос в том, как быстро в России они могут быть применены». «Статья г-на Улюкаева — это мнение специалиста, а не политика и чиновника. Выбранный им способ озвучить свои идеи — публикация в научном журнале — лишнее тому подтверждение», — считает руководитель Агентства политических и экономических исследований Дмитрий Орлов. «За год до выборов такого рода вещи вслух не говорят», — намекает руководитель консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин.

0 коммент.:

Отправить комментарий